Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

Николай Васильевич Пономаренко

Фотоархив Н.В. Пономаренко

 

 

Слобода Витовка и другие поселения

  Известно по меньшей мере четыре географических объекта, имеющих топоним Витовка: урочище (балка), речка, коса и поселение.  На многих старинных картах  можно найти название  Витольд - Гаммани – Витовтова баня. Причем на одной из первых после распада Великого Литовского княжества – Радзивилловой -  оно написано на латыни: Vitovt  balneum. На языке простых жителей, периодически селившихся на этой местности, сложное словосочетание превратилось в простое и понятное им слово «Витовка». По такому же принципу Ракетное Урочище часто называют просто Ракеткой.

  Дмитрий Михайлович Афанасьев, контр-адмирал и профессор истории в своей работе «К истории Черноморского флота» (1863 год) упомянул  и нашу историческую местность: «В 12 верстах  от слияния Ингула с Бугом, ниже по течению Буга, на левой его стороне, находится урочище с прекрасным родником ключевой воды. Эта местность в XIV и XV столетиях  принадлежала Литовскому княжеству, и у источника существовала в то время таможенная застава, учрежденная князем Витовтом, вследствие чего это урочище получило название Витовки. В 1787 году здесь устроена была переправа через реку на паромах».  («Русский архив» 1902 год №2).

   Есть речушка Витовка, пересекающая Корабельный район с востока на запад и впадающая в Бугский лиман между улицей Фонтанной и Богоявленским парком.

  Есть упоминание о косе Витовке в архивных документах, датируемых  1750-м  годом:

  Самые ранние документальные упоминания  о слободе Витовке на сегодняшний день относятся к 1784 году. Это записи в метрической книге церкви Преображения Господня слободы Спасского (позже – село Кисляковка).  Осип де Рибас и Михаил Илларионович Кутузов в своих письмах именуют Витовку деревней. Причем де Рибас утверждает, что заселена она была людьми Иосифа де Витта, назначенного Потемкиным комендантом Херсонской крепости.

  Валентин Александрович Касяновский  со ссылкой на николаевский областной архив утверждает другое:

  «Стремясь как можно быстрее заселить эту территорию, царское правительство раздавало отвоеванные земли украинским и российским помещикам, чиновникам, офицерам. Витовка досталась капитану Демскому, который привез сюда 37 семей крепостных  с другого своего имения».

(«История городов и сел Украинской ССР. Николаевская область. Киев, 1971, стр.435).

   Как выяснилось, капитан Демский - бывший  казак, войсковый товарищ Филипп Романов сын Демский. В Николаевском государственном областном архиве есть документ с таким заголовком: «В канцелярию строений города Николаева бывшего войскового товарища, а ныне капитана Филипа Демского прошение». Как известно, казаки, воевавшие в армии Российской империи после разрушения Сечи, получали общевойсковые звания.       Возможно, так Демский стал капитаном.

  Владения Демского были еще и в Калиновке:

  «Из зимовников возникли и выросли нынешние села: Александровка Вознесенского района, Баловное Новоодесского района (основал казак Яцко Баловня), Баратовка Новобугского района (зимовник запорожца Остапа Басараба), Белевка Казанковского района (зимовник Григория Бельченко, в конце ХVIII века – запорожского полковника Ивана Дмитриева сына Белого), Белоусовка Вознесенского района, Братское, Бугское Вознесенского района (запорожский хутор Глубокая Пристань), Владимировка Казанковского района, Анновка Новобугского района (зимовник казака Петра Сухого), Гурьевка  Новоодесского района, Зеленый Гай (Вербове) Баштанского района, Калиновка Жовтневого района (в начале ХVIII века зимовник Карпа Островерха, в 70-х годах ХVIII века - войскового товарища Филиппа Романова, сына Демского)».

  (О.Ф. Ковалева, В.П. Чистов. Очерки истории культуры южного Прибужья (от истоков до начала XX века). Книга первая.

  Как мне кажется, Наталья Александровна Кухар – Онышко в  своей книге «Богоявленск – колыбель Николаева» достаточно полно осветила этот вопрос: «…земля в Витовке отдана на заселение Новороссийским губернатором Языковым. В какой из этих годов была выделена земля Демскому, точно сказать нельзя. Единственное, что мы знаем, что в 1787 году, когда началась очередная война с Турцией, эти земли по приказу Потемкина были взяты в казенное ведомство. Так как земли эти оказались пограничными, то жителей Витовки и Калиновки, крепостных Демского, выселили к Елисаветграду, и они разошлись неизвестно куда. За Витовку капитану было обещано 6 тысяч рублей, из которых он получил от Фалеева только тысячу».  Это изложение его прошения о возврате обещанных Потемкиным шести тысяч рублей, так как  «я  выстроил своим коштом двадцать шесть хат и при оных собственный для себя дом».

  Что ценно в этом прошении, так это первый абзац: «В бытность губернии Новороссийской губернатором Языковым отдана мне на заселение порожняя земля». Недвусмысленное подтверждение того, что в балке Витовке никто не жил.

   Генерал- майор Николай Данилович Языков был губернатором  Новороссийской губернии с 5-го июля 1777-го по 1783 годы. Вряд ли он выделил землю под заселение Демскому в день своего вступления в должность. При самых оптимальных раскладах  это был конец 1777-го года. В те времена дела быстро не делались. Но документы об этом пока не найдены.

  Есть еще одно упоминание о Витовке в  9-м томе Записок Одесского Общества Истории и Древностей. Это выдержка из рапорта Фалеева, хотя не указано кому и от какого числа: «18 ноября замерз Буг. 18 декабря Светлейший, проезжая с Витовки, усмотрел лежащих на дороге к Кисляковке мертвых погонщиков пять человек, приказал земскому суду похоронить, равно и других, кои будут найдены» (ЗООИД, т.9, стр.263).

   Своей церкви в слободе не было; все обряды совершались в слободе Спасского, где была церковь  Преображения Господня, построенная, кстати, в 1782-м году. Само собой разумеется, что все витовчане были православного вероисповедания.

  Есть возможность рассказать о тех немногих жителях Витовки, о которых сохранились записи в церковных книгах.

 

1784 год

   Крестил священник Иоанн Михайлов младеницу Наталию от родителей благочестивых жителей слободы Витовки Прокопа Комышана и жены его Анастасии.

  Восприемница была той же слободы жительница вдова Анна Полежайка.

 

  Обвенчал священник Иоанн Михайлов жителей слободы Спасского Иоанна Федорова по единой жене со вдовою по единому мужу Мариею Ивановною второбрачно.

Поручник (поручитель) был слободы Витовки житель Петр Плохой.

 

1785 год

  19 августа. Крестил священник Иоанн Михайлов младенца Андрея от родителей благочестивых жителей слободы Витовки Ивана Бойченка и жены его Марины.

  Восприемник был слободы Спасского дьячек Евстратий  Корнешинский.

  1 сентября. Крестил  священник Иоанн Михайлов младенца Семена от родителей благочестивых жителей слободы Витовки Ивана Белоуса  и жены его Анны.

  Восприемник был житель слободы  той же Захарий Задирака.

  8 ноября. Крестил  священник Иоанн Михайлов младенца Михайла от родителей благочестивых жителей слободы Витовки  Ивана Баштанника и жены его Марии.

  8 ноября. Обвенчал священник Иоанн Михайлов  жителя слободы Витовка Ивана Жугуру  второбрачно со вдовою умершего той же слободы жителя Ивана Бочки женою его Ульяною  второбрачно.

Поручники были жители той же слободы Николай Волошин, Прокофий Камышан.

1787 год

  1 мая.   Крестил священник Иоанн Михайлов младеницу Феодосию от родителей благочестивых жителей слободы Витовки Ивана Гончара и жены его Ирины.

  Восприемница была той же слободы помещика Филипа Горба дочь Параскева.

 

  Что можно сказать об  этих  людях? Бросается в глаза, что у них и фамилии не фамилии, а прозвища.

 Прокофий Комышан, скорее всего, жил у самого берега, возле зарослей камыша. Старожилы Корабельного района помнят, что местность в районе стадиона и лодочного причала называлось Болото.

 Петр Плохой. Прозвище говорит само за себя. Но не один он был Плохой. В слободе Спасского жил Алексей Плохой. Кем  они приходились один другому – теперь уже не скажет никто.

  Иван  Белоус – человек, у которого седые или выгоревшие на солнце усы.

  Захарий Задирака -  любитель побузить по всякому поводу. Еще один Задирака – Стефан – проживал в то же время в слободе Спасского.

  Иван Баштанник, видимо, выращивал на своем баштане  гарбузы или  кавуны. А может и дыни.

  Иван Бочка. Похоже, что был он маленьким и толстым. А может много пил.

  Иван Жугура. В Румынии есть село с таким названием, но утверждать, что Иван выходец из Валахии (тогдашнее название Румынии и Молдавии)  не могу.

  Николай Волошин. А вот о нем можно сказать, что его предки – валахи. Волошская коса также получила свое название  от народа,  жившего напротив Русской косы -  валахов.

  Иван Гончар. Приехал он сюда с этой фамилией, или получил ее здесь – неизвестно, да и не важно,  но одним из промыслов в довоенном Богоявленске было гончарство.  Жил  гончар на углу нынешних улиц Металлургов и Уральской, лепил кувшины с горшками. А улица Уральская когда-то давно так  и называлась: Горшечная.

  Филипп Горб, помещик витовский. То ли это прозвище Филиппа Демского, то ли действительно был такой помещик, о котором мы ничего не знаем. О самом Филиппе Демском известно из его жалобы 1797 года. Там он представляется, как бывший войсковой товарищ, а ныне капитан. В другом документе, который называется «Выписка из чертежа о землях, лежащих около города Николаева», сказано: «В прибавок к адмиралтейским селениям из пустопорожних казенных земель, а именно по Богоявленскому – 4000 десятин. Да и прежние, купленные от есаула Демского 3000 десятин отмежевать». Больше ничего о Филиппе Демском мы пока сказать не можем. Утверждать, что Филипп Демский и Филипп Горб – одно и то же лицо нет никаких оснований. Но был еще один Горб – Павел, то ли сын, то ли брат Филиппа. Он упоминается  сначала  как житель слободы Балабановки, затем Свято – Троицкой, а в начале 19-го века и вовсе перебрался в Николаев. С ним связаны несколько  матримониальных историй. 16 сентября 1808 года, будучи уже жителем Николаева, Павел Горб выдал свою племянницу Иустинию за богоявленского жителя Максима Ткаченко. А через два года, 16 августа 1810 года, у самого Павла и его жены Иустины родилась дочь Васса. Восприемницей была дочь жителя Богоявленска Алексея Кобы  Ульяна. Есть еще непонятная запись в метрической книге Богоявленской церкви за 1813 год: « 6 февраля.  Николаевский мещанин Павел Горб вступил в законный первый брак с девицею Марией, Киевской губернии Чигиринского  повета села Очеретовки жителькой».

   Почему столько внимания уделяется Павлу Горбу?  В надежде установить его родство с витовским помещиком Филиппом Горбом и установить, кем же на самом деле был Филипп Демский.

  Выяснилось, что Филипп Демский никуда не уехал после передачи его земель в казенное ведомство, а остался жить в Богоявленске, о чем свидетельствует запись в метрической книге Богоявленской церкви от 27 июня 1804 года: «Погребал священник Лука Ивашкевич села Богоявленского жителя Филиппа Демского умершую жену его Агафию, коей от роду лет 57».

  Кроме Витовки, наш край был богат и другими слободами. Принадлежали они, в большинстве случаев, отставным военным, и насчитывали несколько десятков  жителей.

  Такими слободами были:

  Кобыльня(Кобылина), Спасского, Свято-Троицкая,  Покровская, Ново – Яковлевская, Орошая(Орошь), Романовка.

  Кобыльня получила свое название от одноименной балки. Находилась рядом с Галициновкой, позже, вероятно,  стала ее частью.

   Слобода Спасского слилась с Кисляковкой, а Свято – Троицкая – с Федоровкой. Сейчас это все - село Лиманы Жовтневого района.

  Орошая есть на Карте частей Екатеринославского наместничества и Таврической области 1787 года. Сегодня это центр Николаева.

  Ново-Яковлевская, и Романовка, видимо, были совсем мелкими, так как ни на одной карте тех времен они не обнаружены. В Романовке жили два помещика: подпоручик Роман Романовский и прапорщик Иван Павлов. О жителях других слобод известно также не много. 15 июля 1785 года  в слободе Орошей скончался местный житель Федор Перевозник. Было ему 49 лет от роду. А восемь дней спустя его вдова Матрона обвенчалась с  жителем той же слободы Антоном  Павловым. Не  родственник  ли прапорщика  Ивана Павлова?

 Было две слободы Покровской. Одна преобразовалась со временем в посад Покровск, сегодня  известный как Копани. Вторая  находилась между Копанями и Кисляковской, на картах после 1800-го года уже не значится.