Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Валерий Васильевич Бабич

Фотоархив В.В. Бабича

   Валерий Васильевич Бабич - инженер-судостроитель, работавший до 1991 года начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям в отделе главного конструктора Черноморского судостроительного завода в Николаеве. После выхода на пенсию – писатель, краевед, журналист. Член Национального союза журналистов Украины (2002), Союза писателей России (2008), лауреат николаевского областного конкурса СМИ «ПроМедиа» (2002), премий «Золотое перо» (2006) и имени Н. Н. Аркаса (2012). Валерий Васильевич автор широко известных книг, давно полюбившихся многочисленным почитателям его творчества далеко за пределами Николаева- «Журналист Татьяна Трескунова» (2002), «Наши авианосцы» (2003) и «Город св. Николая и его авианосцы» (2007), "Журналисты города Святого Николая. История и судьбы" (2011) и др. Несколько книг Валерия Васильевича были изданы в Китае.

 

 

 

У белого рояля 

   Студенческий клуб Национального университета кораблестроения «Корабел» отметил свое 50-летие. Торжества и праздничный концерт состоялись 14 декабря в 18.00 в Русском драматическом театре. Своими воспоминаниями о музыкальной жизни НКИ в 1960 годах  делится один и первых руководителей музыкального коллектива института Валерий Бабич.

   Я руководил музыкальным ансамблем Николаевского кораблестроительного института с 1961 по 1966 год. До этого окончил музыкальную школу №1 им.Римского-Корсакова на Адмиральской по классу фортепиано. Когда поступил в НКИ, меня пригласил к себе декан Машиностроительного факультета Дмитрий Степанович Байбарак, который был наслышан о моем руководстве музыкальным ансамблем в судостроительном техникуме, и предложил создать ансамбль в институте. Я, конечно, согласился. Мне назначили небольшую зарплату 400 руб, которая, впрочем, превышала мою стипендию – 360 руб. (это в ценах до денежной реформы 1961 года).

 

  До меня ансамблем в институте руководил с 1955 по 1961 год Игорь Бедный. Помню некоторых музыкантов того первого состава: Игорь Бедный – фортепиано,  Володя Колегаев – прекрасный аккордеонист, Жуков – гитара, Леонид Пох и Александр Задвицкий – ударные инструменты. С Игорем Бедным я учился в музыкальной школе по классу фортепиано у известного преподавателя Клары Зиновьевны Мозиас, и наши уроки следовали один за другим. Там мы познакомились и подружились. Игорь был старше на четыре года и всегда в музыке был для меня примером. Впоследствии я принял от него эстафету по руководству ансамблем НКИ.

   В 1960-1970 годах И.А. Бедный работал преподавателем в Кораблестроительном институте и параллельно руководил оркестром на верхней танцплощадке в яхт-клубе, в составе которого были известные всему городу музыканты: Ваня Коваленко (Вано) – гитара, Виктор Белоног – гитара, Сергей Полежаев – саксофон, Виктор Перов – труба, Алик Рукавица – бас-гитара, Леонид Рейнберг и Саиб Амиров – ударные инструменты. Это были любимцы молодежи. Из всех в живых сейчас остались только Иван Коваленко и Виктор Белоног. Два года назад не стало и Игоря Бедного. При всей кажущейся атмосфере всеобщего праздника, окружающей музыкантов, на самом деле их жизнь связана с постоянным напряжением и стрессами, которые не все выдерживают.

 

   В 1960-х годах Кораблестроительный институт славился своими вечерами в старом здании на Скороходова. Это были события в масштабах города. Не все желающие могли попасть на эти праздники музыки. Пригласительные  билеты распространялись заранее, и их нелегко было получить. КВН ещё только зарождался, и на вечерах главным событием был концерт художественной самодеятельности. До начала концерта и в антракте были танцы. В институте был хороший радиоузел, и на вечерах звучала отличная музыка,  которая в те времена состояла, в  основном, из  популярных танцевальных мелодий, пойманных из эфира.  Настоящие любители, которые имели хорошую коллекцию музыки, должны были ночами сидеть у радиоприёмника и «ловить» иностранные радиостанции. Такие люди хорошо знали, на каких волнах, в какое время передают музыку и включали приёмники, в надежде «поймать» что-то новое.

 

  Постепенно наш институтский ансамбль приобрёл общегородскую известность. Мы никогда не играли фальшиво, и потому наши первые выступления сразу же выглядели профессионально. Среди музыкантов, прошедших через наш ансамбль, хотелось бы упомянуть виртуоза кларнетиста Николая Шаркова, который рано ушел из жизни, опытных трубачей Мишу Михайлюка и Эдика Погосова, и еще одного виртуоза – баяниста Алика Вдовиченко. Он имел абсолютный слух и прекрасно играл еще и на саксофоне. Играть на барабанах мы приглашали в разное время Эдуарда Романова, Валерия Христова и Валентина Краюхина. Еще с техникума я поддерживал дружеские отношения с великолепным баянистом Владимиром Горбенко, где мы часто выступали вместе.

  На вечера в НКИ стремились попасть специально,  чтобы послушать наши выступления. В институте действовали мощный студенческий профком и комитет комсомола, и нас часто освобождали от  занятий для репетиций. Не скрою, мы с удовольствием уходили с занятий.  Правда, никогда не валяли дурака и отпущенное время использовали для репетиций. Мы тогда уже поняли, что эстрада не прощает халтуры, и для того, чтобы иметь высокую репутацию нужно много репетировать.

 

   За пропущенные занятия нам никто не обещал компенсации в виде льгот на зачётах или экзаменах. Это мы сразу усвоили и никогда не запускали учёбы. Но так было, правда, не у всех. Основное несчастье музыкантов, которых я знал, и которые занимались в учебных заведениях, состояло в том, что сначала они поднимались вверх на гребне музыкальной славы, бросали занятия, кое-как ходили на репетиции, полагая, что дело сделано и дальше всё пойдёт само-собой. Но их музыкальные успехи совершенно не интересовали большинства преподавателей. На ближайших сессиях они терпели неудачу, потом ещё несколько семестров продолжали участвовать в самодеятельности, и им давалась возможность поправить дела, но всё было тщетно, на втором-третьем курсе эти люди отчислялись. Через наш оркестр прошла череда талантливых музыкантов, совершенно не приспособленных к наукам.

  Нужно сказать, что руководство института, и прежде всего Ефим Федорович Чубов, который был ректором до 1965 года, уделяли большое внимание общественной жизни. Отдавая  безусловное первое место по важности учебному процессу, тем не менее, на второе место они ставили общественную жизнь – спортивные соревнования, вечера отдыха, самодеятельность и т.д.

  Во время сельхозработ в начале каждого учебного года, в сентябре, октябре, мы ездили с концертами по колхозам, совхозам, где трудились наши студенты. Нам выделяли автомобиль-теплушку, куда мы грузили инструменты и усилители и отправлялись в путь, как правило, на неделю без возвращения в Николаев. Обычно давали концерт с хорошим конферансье, а потом устраивали танцы под оркестр. Это был всеобщий праздник с застольем в честь нашего приезда. А утром – в путь, в новую точку. И так два месяца.

    

  Из ансамбля выделили мобильное трио: Валерий Бабич – фортепиано, Валерий Христов – ударник, Александр Булатов (по прозвищу «Рок») – смычковый контрабас, а также певец или певица. Это был классический камерный состав НКИ, который позволял много импровизировать на фортепиано. В таком составе мы давали много концертов, стали играть на постоянной основе по вечерам в кафе «Космос». Особенно запомнился концерт трио в музыкальном училище, который был встречен овациями. Для нас это была важная и очень высокая оценка профессионалов.

  Меня приглашали на работу в рестораны, взамен временно отсутствовавших пианистов, и таким образом я переиграл по очереди во всех николаевских ресторанах, накапливая немалый опыт быстрого разучивания новых произведений и игры в различных тональностях. Вскоре мне стало безразлично, сколько знаков – «бемолей» или «диезов», было в ключе музыкального произведения. В ресторане «Николаев», который называли еще «Три шара» – по числу фонарей, висевших над входом, мы несколько месяцев играли вместе с замечательным аккордеонистом Валерием Ковтуном, который живет сейчас в Москве и является известным российским исполнителем. Его часто можно увидеть по телевидению или услышать по радио, а компакт-диски е его записями расходятся по всему земному шару.

  Летом 1966 года на каникулах после 5-го курса НКИ я играл на фортепиано на «нижней» танцплощадке яхт-клуба в составе молодого коллектива учащихся Николаевского музыкального училища. Наш ансамбль назывался «Джаз-66». Мне было 25 лет, и я был самым старшим, остальным – по 17-20 лет. Это было незабываемое время. Игралось очень легко, мы много импровизировали, хорошо звучал наш «диксиленд». Громадная танцплощадка, которая превышала «верхнюю» по площади в 3-4 раза, была так забита народом, что вновь приходящим тяжело было протиснуться внутрь. Эта площадка считалась молодежной, здесь билеты были подешевле и собирались «тинэйджеры» – публика в возрасте от 15 до 19 лет, а на «верхнюю», элитную, ходили более «солидные» люди – после 20-ти. Я исполнял свои любимые рок-н-роллы, «заводя» танцующую публику – несколько сотен людей. Было прекрасное лето. В свободное время мы полным составом ансамбля выезжали на пикники, что еще больше укрепляло нашу дружбу.

  В 1966 году я заснял одну из репетиций ансамбля «Джаз-66» на нижней танцплощадке на 8-миллиметровую кинопленку, а потом собрал всех в нашем доме через 30 лет в середине 1990-х, чтобы показать им этот никем из них раньше не виденный кинофильм. Многие из этих ребят закончили консерватории, стали известными музыкантами, уважаемыми людьми. Трубач Виктор Урес – сейчас главный дирижер украинского муздрамтеатра, контрабасист Виктор Бордовский –работал на ЮТЗ, а потом первым секретарь ленинского райкома партии и впоследствии руководил налоговой инспекцией Николаева, кларнетист-саксофрнист Леонид Безушко окончил киевскую консерваторию и преподавал в николаевском музыкальном училище, саксофонист-тенор Валентин Патрашко окончил Ростовский музыкально-педагогический институт по классу гобоя, много лет работал в оркестрах за границей, гитарист Александр Федянин окончил физмат николаевского Пединститута, работал начальником отдела в николаевской обладминистрации, барабанщик Валентин Краюхин работал начальником бюро ОАСУП на судостроительном заводе «Океан». Все многого в жизни добились, все живы и здоровы. Не стало только Валентина Патрашко.

  В «перестроечные» годы эту танцплощадку – «ракушку», известную еще как место концертов посещавших Николаев знаменитых артистов, кто-то сжег ночью вместе с лозунгом «Коммунизм победит!», начертанным по радиусу «ракушки». Лозунг с танцплощадкой сожгли, но взамен ничего не построили...

  Осенью 1966 года на шестом курсе НКИ ко мне пришли знакомые музыканты, которые собирали оркестр для игры в открывавшемся ресторане «Встреча» на жилом массиве ЮТЗ (Южно-турбинного завода). Они предложили мне работу пианиста в том ансамбле. Работать предстояло каждый вечер с 19 до 23 часов. Я не знал, что делать. Я хорошо учился в институте и понимал, что должен достойно защитить диплом. Через несколько дней дал согласие. Руководителем музыкального ансамбля в институте стал Алик Вдовиченко.

  В ресторане мы быстро сыгрались, постепенно приобрели хорошую звуковоспроизводящую аппаратуру, наш репертуар быстро расширялся. Ресторан пользовался популярностью. В те годы не было маленьких ресторанов, во «Встречу» вмещалось 100-120 человек. В 7 часов вечера все столики были уже закуплены, и швейцары собирали дань с запоздалых посетителей. С возрастом стал изменяться и мой репертуар. Я и не заметил, как куда-то отошли рок-н-роллы и песни на иностранных языках, мне стали больше нравиться наши песни, это нравилось и публике. Многие приезжали специально из дальних концов города, чтобы послушать наш оркестр. Ресторан облюбовали шоферы-дальнобойщики, и он стал денежным. Мы стали хорошо зарабатывать.  Думаю, что материальная независимость позволяла в то время нашей семье легко жить, а мне спокойно учиться и защитить диплом, а потом работать на заводе.

  В то время работать музыкантом в ресторане было престижно. Параллельно в одном из ресторанов города, кажется в «Бригантине»,  играли Игорь Крутой и Саша Серов. Тем не менее, судьба музыканта «на всю жизнь» меня не устраивала, я знал, что рано или поздно закончу свою музыкальную деятельность. Я работал на заводе в полную силу, не обращая внимания на то, что мой заработок музыканта в несколько раз превышал оклад инженера. Это была бесконечная карусель «завод-ресторан-завод». До сих пор удивляюсь, как все это я выдерживал. Когда мы приступили к испытаниям нашего первого авианесущего крейсера «Киев», я ушел на нем в море и больше в ресторан не возвращался. Мое место в ресторане занял известный  николаевский бард Виктор Белоног.

  Несмотря на такую довольно активную жизнь в музыке в студенческие годы, оглядываясь назад, я понимаю, что принял правильное решение, избрав профессией судостроение. С началом строительства авианосцев музыка отошла в моей жизни на второй план, но она всегда оставалась прекрасным фоном в минуты нашего отдыха. На первом нашем авианосце «Киев» в офицерской кают-компании мы установили по проекту ослепительный белый рояль, пришвартованный к палубе золотыми цепочками, на котором мне приходилось неоднократно играть. Со временем я понял, что именно впитанные с детства  родной язык и песни дают человеку ощущение принадлежности к своему народу и своей Родине.

  Меня связывает многолетняя дружба с руководителем культурного центра Национального университета кораблестроения «Корабел» Евгением Долговым, прекрасным композитором и исполнителем, посвятившим свою творческую жизнь студенческой молодежи и нашему городу. Наша дружба это связь времен и музыкальных поколений.